Читаю по-тихоньку Unfinished tales Толкиена, по ходу выписываю всякие новые умные слова. возмущение, можно не читать.
А тут вот пока со Сказаниями дело продвигается медленно, я прочитала... не знаю, как это назвать, фанфик - не фанфик, эссе - не эссе, в общем, Ab surdo Лоры Бочаровой. Надо сказать, что мне вообще очень нравится как пишет Лора, у нее потрясающе вкусный язык, все как я люблю. Впечатление, скажем так, неоднозначное. Но одно могу сказать точно - она повлияла на мое восприятие некоторых персонажей.
Серый. Наиболее понравившаяся мне часть. Рассказчик - Берен, реципиент - Лютиэн. Честно, вот ни у Толкиена, на в Финрод-зонге я не прочувствовала произошедшее в Тол-ин-Гаурхот так, как после прочтения данного текста. Я оправдывала Саурона?.. Забудьте. Нет, в каких-то моментах я его могу понять: пришли неизвестно кто, не говорят, кто такие, зачем - тоже не говорят, наплели какой-то бред про то, что идут к Морготу за Сильмариллами, не могли получше отмазку выдумать, тоже мне. И, может быть, я просто не объективна, и если бы это был не Финрод - который святое и вообще - а, скажем, феаноринги, я бы сказала - ну и правильно, нефиг было лезть на рожон. А тут... В общем, теперь я и впрямь прочувствовала жестокость Саурона. Я, честно сказать, чуть слезами не захлебнулась, пока читала. И мне как-то больно было вдвойне - и из-за страданий Финрода со товарищи, и из-за того, что причиной этого был Саурон, которому я до некоторой степени симпатизировала. То есть, умом я все еще могу его - опять же до некоторой степени - оправдать, но сердцем - уже никогда.
Синий. Рассказчик - эльф из отряда Финрода, реципиент - Амариэ. Мне несколько неблизок образ Финрода, который создается рассказчиком, образ уставшего от внимания других существа, образ существа, мечтающего об одиночестве. И этот момент - с тем, что Саурон отнял у Финрода голос, - ужасен. Ужасен не формой, ужасен смыслом. Не хочу верить, что так было. Как не хочу верить в то, что Финрод не вернулся в Валинор, не воссоединился с Амариэ. Что он остался в тишине.
Черный. Рассказчик - Саурон, реципиент - Кольцо. Вот тут мое мнение с Лорой разошлось в корне. Во-первых, я абсолютно не верю в Саурона-маразматика, беседующего с Кольцом. Может, я что-то подзабыла, но я всегда думала и продолжаю думать, что хоть Саурон и прикипел к Кольцу всей душой, как Феанор к Сильмариллам, но все же воспринимал его в первую очередь как артефакт, как оружие, как средство, как продолжение своей руки, в конце концов - но уж точно не как самостоятельную личность, с которой можно беседовать. Во-вторых, мне не кажется, что Саурон воспринимал все, что делал, как некую Игру. Или во всяком случае, не так буквально. А в данном тексте Саурон предстает не только не живым существом, но даже не абсолютизированным злом - а просто каким-то действительно старым маразматиком, который то играется не пойми во что, то беседует с украшениями.
Алый. Рассказчик - эльф из Нарготронда. После прочтения этой части я стала еще сильнее не любить феанорингов - хотя казалось бы, куда уж сильнее?.. Зато я отчасти поняла нарготрондцев. Нет, правда: какой-то непойми кто заваливается во дворец и просит о помощи. И просит не земель там или помощи в войне - а не много, не мало пойти с ним в Ангбанд и отобрать у Моргота Сильмарилл. И для чего бы вы думали?.. Для того, чтоб умаслить отца невесты. Нарготрондцы хорошо понимают, что если они пойдут в Ангбанд большинство из них - если не все - не вернутся. И все это не ради защиты своих земель, не ради всеобщего блага, за которое стоит умирать - а ради того, чтобы Берен мог жениться на Лютиэн. Почти все совершенно справедливо полагают это не достойной целью для того, чтобы погубить целое государство. У них есть жены и дети, у них есть Жизнь и они не хотят терять ее во имя неизвестно чего. Этот момент вот единственное, что меня смущает в действиях Финрода: да, он поклялся отцу Берена в том, что поможет. Но ведь он и народу своему клялся, что будет его защищать. Должен был клясться, по крайней мере. Таким образом, одну из клятв Финрод должен нарушить: либо отказать в помощи Берену, либо повести свой народ на верную смерть. И Финрод решает пожертвовать сотнями, если не тысячами, жизней, чтобы исполнить клятву Берену. Народ, естественно, в шоке. И вместо того, чтобы все взвесить, объяснить народу свое решение, обсудить его - Финрод психует, швыряется короной и уходит. Очень молодец. Тем не менее, образ Финрода - легкомысленного и безалаберного инфантила, созданного рассказчиком, мне опять же не близок. Хотя он отчасти и объяснил бы его поведение. Зато мне дико понравился момент с тем, что все заходили в Нарготронд через черных ход. А Финрод, как настоящий король, вышел через парадный.
Белый. Рассказчик - Галадриэль, реципиент - Арагорн. Вот тут мне как раз очень нравится Финрод, прямо попадание в точку. И, как ни странно, здесь мне очень нравится Галадриэль. Текст безумно красив, но не могу сказать, что как-то на меня и мое восприятие повлиял. Разве что одна деталь - я раньше ведь никогда не задумывалась, но ведь Ородрет, брат Финрода, тоже не поддержал тогда брата. Тоже не пошел с ним. Тоже предал его. И все разговоры о наместничестве - просто софистика.
Собственно, как-то так.