I don't care about anyone else but me. I don't care about anyone or anything.
Итак, я обещала, что соберусь-таки с силами и напишу внятный отзыв о книге Мариам Петросян "Дом, в котором...".
Скажу сразу, это самое прекрасное, что я прочитала за последний год. Правда.
Дальше очень много букав про книгу и персонажей.Прежде всего, мне хотелось бы отметить пару особенностей, которые мне понравились в этой книге:
1. Здесь нет персонажей, которые бы мне активно не нравились. Только те, кого я люблю, и те, к кому я равнодушна (ну, я сейчас имею ввиду обитателей Дома, не принимая в расчет таких персонажей, как, например, Крестная). Даже Спортсмен, который издевался над Кузнечиком и Слепым, хоть и вызывает сначала некое отторжение, но все равно потом реабилитируется в глазах читателя, когда уже будучи Черным объясняет Сфинксу, почему это делал. А уж когда Черный раз за разом говорит Сфинксу про автобус, к нему и вовсе просыпается какая-то горькая нежность. И если поступки Пышки, также травившего Кузнечика, а став Соломоном, порезавшего Рыжего, и не поддаются оправданию, то лишь потому, что о нем очень мало сказано. Это просто дети. Не добрые и не злые.
2. В процессе чтения ты не всегда понимаешь, что происходит. Но это не от того, что автор просто плохо донес мысль до читателя, а от того, что мы видим происходящее глазами детей Дома, а они сами не все и не всегда понимают. Особенно это видно в первой части, где повествование ведется от лица Курильщика, который многого не понимает - и ему (а значит, и нам) никто ничего не объясняет. Я до сих пор не могу понять, что же все-таки произошло с Македонским в Кофейнике, существовала ли Русалка на самом деле или была подарком Дома, кто погладил Курильщика по голове в последнюю Ночь сказок. И из этого пункта вытекает следующий.
3. Есть в такой манере повествования некая интерактивность: читатель как бы тоже участвует в формировании реальности Дома, отвечая на те или иные вопросы для себя по-своему. Таким образом, Дом для каждого свой. Со своей реальностью и со своей изнанкой. И это прекрасно.
А теперь я хочу поговорить о каждом из героев в отдельности.
Слепой. Он чем-то до боли мне напоминает Тома Риддла из "Игрока" rakugan - они совершенно разные, я знаю, и в то же время я чувствую какое-то сходство между ними. Не знаю, почему. Один из самых сильных персонажей книги, на мой взгляд, хотя они там все сильные. Единственный, кто попросил у Хранителя Времени необычный подарок - способность видеть чужие сны. Вожак всего Дома - хотя со стороны, для тех, кто его не знает, он не выглядит очень уж сильным. Иногда жестокий, способный на убийство. Иногда милосердный. Беззаветно преданный Лосю. Один из самых любимых персонажей книги. Но в отличие от Сфинкса Слепой, на мой взгляд, статичен. Наверное, именно поэтому его кличка не меняется с годами - у него не видно внутреннего развития. Это не плохо, нет, он и в детстве достаточно взрослый внутренне, просто это так.
Сфинкс. Тоже один из самых любимых. Он - один из наиболее изменившихся персонажей со времен Интермедий. Причем, мы не видим процесса его метаморфоз, мы можем только сравнивать Кузнечика и Сфинкса - и удивляться, как они непохожи. Но это вполне объяснимо, хотя я не знаю, что больше повлияло на его характер - смерть Лося или 5 лет на изнанке Дома - а скорее всего, и то, и другое вместе. Но если в Интермедиях мы видим Кузнечика, маленького, зашуганного, обиженного и не понимающего, за что его бьют, то к началу таймлайна Курильщика он уже становится Сфинксом, жестким, сильным и независимым - в то же время, сохраняет внутреннюю доброту. Он принимает Вонючку в стаю из жалости, он ломает Лорда, заставляя его учиться ползать, чем, в конечном итоге, помогает ему, он прощает Македонского за убийство Волка, он просит Табаки за Стервятника. Он может ходить на изнанку, но единственный из всех, кто может, не ходит туда. И он, в конце концов, почти единственный из всей Четвертой, кто уходит в Наружность (Курильщик не в счет, Курильщик не был принят Домом). Но несмотря на весь свой сильный характер он все равно остается ребенком, особенно это видно в эпизоде с похоронами протезов. И мне очень-очень хочется, чтобы Русалка действительно была настоящей.
Шакал Табаки. Самый, пожалуй, колоритный персонаж Дома. Болтливый, со странностями, всегда готовый поживиться чужим, таскающий за собой повсюду свой рюкзак. Смешной, забавный, прекрасный, жестокий, кривляющийся, шумный, неугомонный, ненавидящий часы. Он кажется этаким милым дурачком, но в итоге оказывается совсем другим существом, которое в нем сложно было заподозрить в начале.
Курильщик. Персонаж, который так и не вызвал во мне особо теплых чувств, хотя, казалось бы, должен был, ведь львиную часть книги мы видим события именно его глазами. Он слишком мало пробыл в Доме, и Дом, как мне кажется, так его и не принял. И хотя он и попал в Четвертую, он так и остался слишком Фазаном.
Лорд. Я никак не могу решить, кого же я люблю больше - его или Сфинкса. Помню, какая у меня была истерика, когда я думала, что его забрали в Наружность насовсем. И почти такая же была - когда он вернулся, но был не в себе. Красивый во всех смыслах, сильный, гордый. И очень-очень верится, что он и впрямь происходит из рода Драконов.
Македонский. Человек-загадка. Если откуда он появился, мы со временем узнаём, то что с ним стало после выпуска, мы так и не узнаем. Красный дракон, как говорит о нем Табаки (а уж Табаки мы можем верить), человек, который посвятил всего себя заботе о своих состайниках, который вопреки слову, данному Сфинксу, забирает их плохие сны, помогает им, делает все, что от него зависит, чтобы им было легче. Он убивает Волка, но не потому, что боится его, это происходит случайно, чтобы обезопасить Слепого. И когда он признается в содеянном Слепому, он не говорит, кого защищал, чтобы тот не чувствовал себя обязанным. Он и правда Ангел. Без всяких там белых одеяний и картонных крыльев.
Черный. Сначала он не вызывал у меня симпатии (ну а с чего ему симпатизировать? Здоровый парень, издевающийся над калеками - что тут хорошего? Позже он объясняет, почему так гонял Сфинкса. Он единственный из Четвертой (кроме Курильщика), кто не верит в изнанку. Храбрится, говорит, что только и ждет выпуска, однако чем он ближе, тем чаще Черный заговаривает со Сфинксом о том, что может достать автобус - и это до слез трогательно, как он просит, чтоб над ним не смеялись, как пытается еще ненадолго продлить общение с обитателями Дома.
Рыжий. Честно говоря, когда я узнала, что лидер Крыс - это бывший Смерть, я была в шоке. Вот уж никогда бы не подумала. Трогательный смертельно больной мальчик, вечный обитатель Могильника так глубоко прячется за своими очками, что его не сразу и узнаешь. Не знаю, по каким причинам он простил Соломона и даже подкармливал его в подвале, но почему-то очень верю, что из милосердия.
Про девушек в книге несравнимо меньше, поэтому, наверное, никто из них мне особо не запомнился, не буду про них.
В общем и целом, это действительно прекрасная книга. Очень и очень. Всем рекомендую, я не знаю ни одного человека, которому бы она не понравилась. Главное, не искать в ней достоверности. Это не натурализм, не надо всему искать объяснение и говорить, что в реальной жизни было бы иначе. Да, в реальной жизни было бы иначе. Но я сыта по горло реальной жизнью, иногда мне хочется немного сказки.
Скажу сразу, это самое прекрасное, что я прочитала за последний год. Правда.
Дальше очень много букав про книгу и персонажей.Прежде всего, мне хотелось бы отметить пару особенностей, которые мне понравились в этой книге:
1. Здесь нет персонажей, которые бы мне активно не нравились. Только те, кого я люблю, и те, к кому я равнодушна (ну, я сейчас имею ввиду обитателей Дома, не принимая в расчет таких персонажей, как, например, Крестная). Даже Спортсмен, который издевался над Кузнечиком и Слепым, хоть и вызывает сначала некое отторжение, но все равно потом реабилитируется в глазах читателя, когда уже будучи Черным объясняет Сфинксу, почему это делал. А уж когда Черный раз за разом говорит Сфинксу про автобус, к нему и вовсе просыпается какая-то горькая нежность. И если поступки Пышки, также травившего Кузнечика, а став Соломоном, порезавшего Рыжего, и не поддаются оправданию, то лишь потому, что о нем очень мало сказано. Это просто дети. Не добрые и не злые.
2. В процессе чтения ты не всегда понимаешь, что происходит. Но это не от того, что автор просто плохо донес мысль до читателя, а от того, что мы видим происходящее глазами детей Дома, а они сами не все и не всегда понимают. Особенно это видно в первой части, где повествование ведется от лица Курильщика, который многого не понимает - и ему (а значит, и нам) никто ничего не объясняет. Я до сих пор не могу понять, что же все-таки произошло с Македонским в Кофейнике, существовала ли Русалка на самом деле или была подарком Дома, кто погладил Курильщика по голове в последнюю Ночь сказок. И из этого пункта вытекает следующий.
3. Есть в такой манере повествования некая интерактивность: читатель как бы тоже участвует в формировании реальности Дома, отвечая на те или иные вопросы для себя по-своему. Таким образом, Дом для каждого свой. Со своей реальностью и со своей изнанкой. И это прекрасно.
А теперь я хочу поговорить о каждом из героев в отдельности.
Слепой. Он чем-то до боли мне напоминает Тома Риддла из "Игрока" rakugan - они совершенно разные, я знаю, и в то же время я чувствую какое-то сходство между ними. Не знаю, почему. Один из самых сильных персонажей книги, на мой взгляд, хотя они там все сильные. Единственный, кто попросил у Хранителя Времени необычный подарок - способность видеть чужие сны. Вожак всего Дома - хотя со стороны, для тех, кто его не знает, он не выглядит очень уж сильным. Иногда жестокий, способный на убийство. Иногда милосердный. Беззаветно преданный Лосю. Один из самых любимых персонажей книги. Но в отличие от Сфинкса Слепой, на мой взгляд, статичен. Наверное, именно поэтому его кличка не меняется с годами - у него не видно внутреннего развития. Это не плохо, нет, он и в детстве достаточно взрослый внутренне, просто это так.
Сфинкс. Тоже один из самых любимых. Он - один из наиболее изменившихся персонажей со времен Интермедий. Причем, мы не видим процесса его метаморфоз, мы можем только сравнивать Кузнечика и Сфинкса - и удивляться, как они непохожи. Но это вполне объяснимо, хотя я не знаю, что больше повлияло на его характер - смерть Лося или 5 лет на изнанке Дома - а скорее всего, и то, и другое вместе. Но если в Интермедиях мы видим Кузнечика, маленького, зашуганного, обиженного и не понимающего, за что его бьют, то к началу таймлайна Курильщика он уже становится Сфинксом, жестким, сильным и независимым - в то же время, сохраняет внутреннюю доброту. Он принимает Вонючку в стаю из жалости, он ломает Лорда, заставляя его учиться ползать, чем, в конечном итоге, помогает ему, он прощает Македонского за убийство Волка, он просит Табаки за Стервятника. Он может ходить на изнанку, но единственный из всех, кто может, не ходит туда. И он, в конце концов, почти единственный из всей Четвертой, кто уходит в Наружность (Курильщик не в счет, Курильщик не был принят Домом). Но несмотря на весь свой сильный характер он все равно остается ребенком, особенно это видно в эпизоде с похоронами протезов. И мне очень-очень хочется, чтобы Русалка действительно была настоящей.
Шакал Табаки. Самый, пожалуй, колоритный персонаж Дома. Болтливый, со странностями, всегда готовый поживиться чужим, таскающий за собой повсюду свой рюкзак. Смешной, забавный, прекрасный, жестокий, кривляющийся, шумный, неугомонный, ненавидящий часы. Он кажется этаким милым дурачком, но в итоге оказывается совсем другим существом, которое в нем сложно было заподозрить в начале.
Курильщик. Персонаж, который так и не вызвал во мне особо теплых чувств, хотя, казалось бы, должен был, ведь львиную часть книги мы видим события именно его глазами. Он слишком мало пробыл в Доме, и Дом, как мне кажется, так его и не принял. И хотя он и попал в Четвертую, он так и остался слишком Фазаном.
Лорд. Я никак не могу решить, кого же я люблю больше - его или Сфинкса. Помню, какая у меня была истерика, когда я думала, что его забрали в Наружность насовсем. И почти такая же была - когда он вернулся, но был не в себе. Красивый во всех смыслах, сильный, гордый. И очень-очень верится, что он и впрямь происходит из рода Драконов.
Македонский. Человек-загадка. Если откуда он появился, мы со временем узнаём, то что с ним стало после выпуска, мы так и не узнаем. Красный дракон, как говорит о нем Табаки (а уж Табаки мы можем верить), человек, который посвятил всего себя заботе о своих состайниках, который вопреки слову, данному Сфинксу, забирает их плохие сны, помогает им, делает все, что от него зависит, чтобы им было легче. Он убивает Волка, но не потому, что боится его, это происходит случайно, чтобы обезопасить Слепого. И когда он признается в содеянном Слепому, он не говорит, кого защищал, чтобы тот не чувствовал себя обязанным. Он и правда Ангел. Без всяких там белых одеяний и картонных крыльев.
Черный. Сначала он не вызывал у меня симпатии (ну а с чего ему симпатизировать? Здоровый парень, издевающийся над калеками - что тут хорошего? Позже он объясняет, почему так гонял Сфинкса. Он единственный из Четвертой (кроме Курильщика), кто не верит в изнанку. Храбрится, говорит, что только и ждет выпуска, однако чем он ближе, тем чаще Черный заговаривает со Сфинксом о том, что может достать автобус - и это до слез трогательно, как он просит, чтоб над ним не смеялись, как пытается еще ненадолго продлить общение с обитателями Дома.
Рыжий. Честно говоря, когда я узнала, что лидер Крыс - это бывший Смерть, я была в шоке. Вот уж никогда бы не подумала. Трогательный смертельно больной мальчик, вечный обитатель Могильника так глубоко прячется за своими очками, что его не сразу и узнаешь. Не знаю, по каким причинам он простил Соломона и даже подкармливал его в подвале, но почему-то очень верю, что из милосердия.
Про девушек в книге несравнимо меньше, поэтому, наверное, никто из них мне особо не запомнился, не буду про них.
В общем и целом, это действительно прекрасная книга. Очень и очень. Всем рекомендую, я не знаю ни одного человека, которому бы она не понравилась. Главное, не искать в ней достоверности. Это не натурализм, не надо всему искать объяснение и говорить, что в реальной жизни было бы иначе. Да, в реальной жизни было бы иначе. Но я сыта по горло реальной жизнью, иногда мне хочется немного сказки.