01:02

I don't care about anyone else but me. I don't care about anyone or anything.
Читаю по-тихоньку Unfinished tales Толкиена, по ходу выписываю всякие новые умные слова. возмущение, можно не читать.

А тут вот пока со Сказаниями дело продвигается медленно, я прочитала... не знаю, как это назвать, фанфик - не фанфик, эссе - не эссе, в общем, Ab surdo Лоры Бочаровой. Надо сказать, что мне вообще очень нравится как пишет Лора, у нее потрясающе вкусный язык, все как я люблю. Впечатление, скажем так, неоднозначное. Но одно могу сказать точно - она повлияла на мое восприятие некоторых персонажей.

Серый. Наиболее понравившаяся мне часть. Рассказчик - Берен, реципиент - Лютиэн. Честно, вот ни у Толкиена, на в Финрод-зонге я не прочувствовала произошедшее в Тол-ин-Гаурхот так, как после прочтения данного текста. Я оправдывала Саурона?.. Забудьте. Нет, в каких-то моментах я его могу понять: пришли неизвестно кто, не говорят, кто такие, зачем - тоже не говорят, наплели какой-то бред про то, что идут к Морготу за Сильмариллами, не могли получше отмазку выдумать, тоже мне. И, может быть, я просто не объективна, и если бы это был не Финрод - который святое и вообще - а, скажем, феаноринги, я бы сказала - ну и правильно, нефиг было лезть на рожон. А тут... В общем, теперь я и впрямь прочувствовала жестокость Саурона. Я, честно сказать, чуть слезами не захлебнулась, пока читала. И мне как-то больно было вдвойне - и из-за страданий Финрода со товарищи, и из-за того, что причиной этого был Саурон, которому я до некоторой степени симпатизировала. То есть, умом я все еще могу его - опять же до некоторой степени - оправдать, но сердцем - уже никогда.
Синий. Рассказчик - эльф из отряда Финрода, реципиент - Амариэ. Мне несколько неблизок образ Финрода, который создается рассказчиком, образ уставшего от внимания других существа, образ существа, мечтающего об одиночестве. И этот момент - с тем, что Саурон отнял у Финрода голос, - ужасен. Ужасен не формой, ужасен смыслом. Не хочу верить, что так было. Как не хочу верить в то, что Финрод не вернулся в Валинор, не воссоединился с Амариэ. Что он остался в тишине.
Черный. Рассказчик - Саурон, реципиент - Кольцо. Вот тут мое мнение с Лорой разошлось в корне. Во-первых, я абсолютно не верю в Саурона-маразматика, беседующего с Кольцом. Может, я что-то подзабыла, но я всегда думала и продолжаю думать, что хоть Саурон и прикипел к Кольцу всей душой, как Феанор к Сильмариллам, но все же воспринимал его в первую очередь как артефакт, как оружие, как средство, как продолжение своей руки, в конце концов - но уж точно не как самостоятельную личность, с которой можно беседовать. Во-вторых, мне не кажется, что Саурон воспринимал все, что делал, как некую Игру. Или во всяком случае, не так буквально. А в данном тексте Саурон предстает не только не живым существом, но даже не абсолютизированным злом - а просто каким-то действительно старым маразматиком, который то играется не пойми во что, то беседует с украшениями.
Алый. Рассказчик - эльф из Нарготронда. После прочтения этой части я стала еще сильнее не любить феанорингов - хотя казалось бы, куда уж сильнее?.. Зато я отчасти поняла нарготрондцев. Нет, правда: какой-то непойми кто заваливается во дворец и просит о помощи. И просит не земель там или помощи в войне - а не много, не мало пойти с ним в Ангбанд и отобрать у Моргота Сильмарилл. И для чего бы вы думали?.. Для того, чтоб умаслить отца невесты. Нарготрондцы хорошо понимают, что если они пойдут в Ангбанд большинство из них - если не все - не вернутся. И все это не ради защиты своих земель, не ради всеобщего блага, за которое стоит умирать - а ради того, чтобы Берен мог жениться на Лютиэн. Почти все совершенно справедливо полагают это не достойной целью для того, чтобы погубить целое государство. У них есть жены и дети, у них есть Жизнь и они не хотят терять ее во имя неизвестно чего. Этот момент вот единственное, что меня смущает в действиях Финрода: да, он поклялся отцу Берена в том, что поможет. Но ведь он и народу своему клялся, что будет его защищать. Должен был клясться, по крайней мере. Таким образом, одну из клятв Финрод должен нарушить: либо отказать в помощи Берену, либо повести свой народ на верную смерть. И Финрод решает пожертвовать сотнями, если не тысячами, жизней, чтобы исполнить клятву Берену. Народ, естественно, в шоке. И вместо того, чтобы все взвесить, объяснить народу свое решение, обсудить его - Финрод психует, швыряется короной и уходит. Очень молодец. Тем не менее, образ Финрода - легкомысленного и безалаберного инфантила, созданного рассказчиком, мне опять же не близок. Хотя он отчасти и объяснил бы его поведение. Зато мне дико понравился момент с тем, что все заходили в Нарготронд через черных ход. А Финрод, как настоящий король, вышел через парадный.
Белый. Рассказчик - Галадриэль, реципиент - Арагорн. Вот тут мне как раз очень нравится Финрод, прямо попадание в точку. И, как ни странно, здесь мне очень нравится Галадриэль. Текст безумно красив, но не могу сказать, что как-то на меня и мое восприятие повлиял. Разве что одна деталь - я раньше ведь никогда не задумывалась, но ведь Ородрет, брат Финрода, тоже не поддержал тогда брата. Тоже не пошел с ним. Тоже предал его. И все разговоры о наместничестве - просто софистика.

Собственно, как-то так.

@темы: Neverland, буквоежка

Комментарии
30.07.2012 в 07:35

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
О да, я поняла, где мы разошлись... ненавижу лорины тексты вообще (окромя ФЗ и "Девять шагов к падению"), а уж Ab surdo в хейт-листе не подвинули даже ПДобожательные фанфики. Ибо таким Финрода даже враги не показывали - слабым, глупым, безвольным... Лоре Финрод нужен нищастненьким и убогеньким, вот тогда все прекрасно. Или каменным. "Ваше сердце тверже, чем речной гранит, чем седой базальт" - вот это. Это ужас. ПроБелый не скажу, не осилила - там совершенно жуткий язык и нечитаемая простыня, имхо, а вот Черный - единственный живой и яркий кусок. Потрясающе жестокий Саурон, для которого все в жизни - игра. Красивый образ.
30.07.2012 в 11:48

I don't care about anyone else but me. I don't care about anyone or anything.
naurtinniell, ох, как-то странно хорошие вам, значит, попадались фанфики. Потому что я в целом к фикам отношусь хорошо, но когда я только прочитала Сильм, я решила почитать и фики. И тут - бац! - фик а-ля как все было на самом деле в Тол-ин-Гаурхот. Я подумала - ага, почитаем-с. Лучше б не читала. Начинается там все вполне канонично, потом Финрод попадает в плен и понеслась: Саурон его тут же узнает и чуть не на все том же мосту начинает трахать - причем не для того, чтоб там унизить или сломать (это меня бы покоробило, конечно, но не так убило на корню обоснуй), а потому что еще со времен Валинора безответно его любил и потому и встал на сторону Моргота - от несчастной любви. По ходу фика (крайне короткого, кстати, и как вы могли заметить, весьма динамичного) Финрод, конечно, тоже влюбляется в Саурона и все счастливы, кроме Моргота, потому как любимый ученик забил на войну и только и делает, что любит Финрода. В итоге Моргот Финрода убивает - ибо нефиг учеников совращать! - и Саурон рыдает над его телом. После этого я решила, что читать фики в этом фандоме не буду. И Лорин Ab Surdo - еще очень даже достойный текст, там хотя бы нет таких адовых заскоков.
даже враги не показывали - слабым, глупым, безвольным...
Эээ... Как-то у меня такое ощущение, что мы разные фики с вами читали... Легкомысленным - да, эгоистичным - да, импульсивным - да, но глупым и безвольным?.. Я совершенно иначе это воспринимаю.
Лоре Финрод нужен нищастненьким и убогеньким, вот тогда все прекрасно.
Вы извините, конечно, но у Лоры я его нищщастненьким, кроме как в Синем, где он теряет голос, не вижу. А вот у Толкиена - сколько угодно: ему отказывает любимая девушка, его родственнички бросают его во льдах, потом его бросают в топях, потом феаноринги поднимают бунт и его бросает его народ и наконец он в акте самопожертвования погибает в зубах волка в крепости, которую сам же построил. Это и у Толкиена просто обнять и плакать.
"Ваше сердце тверже, чем речной гранит, чем седой базальт" - вот это.
Это откуда? Тоже из Ab Surdo? Я как-то пропустила.
Про белый вы, на самом деле, зря, имхо, он чуден. Но тут вкусовое, конечно, мне кажется, там чудный язык. И еще там есть такие ритмичные кусочки, как песня - очень вкусно.
Ох, не знаю, мне вот Черный как-то ну совсем не понравился. Ну просто не попадание в мой образ Саурона. Вот и все.
30.07.2012 в 12:05

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Le maniaque de fraise, а не надо слэш читать! Конечно, там всякая пакость собрана) Сходите в Библиотеку Тол-Эрессеа, там собрано немало отличных фиков (хотя есть и ЧКАшные, да, но немало и весьма талантливых), особо рекомендую тексты Эйлиан и Нион, они про Финрода душевно пишут...
Это и у Толкиена просто обнять и плакать.
Да нет, толкиновский не нуждается в жалости - ему трудно, да, но нет ощущения "несчастности" (кстати, девушку-таки он бросил, а не наоборот). Можно восхищаться, можно сострадать, но жалеть...
Это откуда? Тоже из Ab Surdo? Я как-то пропустила.
Нет, это из известной ее песни "Обет" или "Эдрахиль".
Ну а Белый... это не монолог - раз. И Галадриэль там так выражается местами, что просто ужас.
Саурон тоже в мой образ не попадает, но текст интересный, яркий, самобытный и стилистически выверенный!

Ну и да, Лорин Финрод: правитель, бросивший свой народ из-за каприза, король, занимавшийся собой. "Он не правил - он очаровывал, все его друзья и впоследствии подданные было в него влюблены. Он имел над нами страшную силу. Не как король - как объект возможного поклонения." Ну чтоо это такое... Ну детский сад. Свои чувства Лора передает эльфам - за что им такое?
"Его правление не имело ничего общего с увеличением блага его народа или процветанием его страны. Страна процветала от того, что сотня рук в приступе безумия украшала и строила ее ради его лучезарной улыбки. Его пожелания не обсуждались. Стоило ему расхохотаться, дружески обнять сомневающегося - и вопрос был решен.
Самым неприятным было то, что он не ведал, что творил. То есть, он делал так оттого, что это было ему удобно. Он никогда не задумывался над природой своей власти. Он, очевидно, считал, что это естественно, он наш законный правитель, и правит как умеет. Но он не правил нами. Власть действительно совершенно не привлекала его. Власть - это ответственность за каждого и полный отказ от себя, это напряженная работа ума, власть несовместима с популярностью. Тот, кто правит, почти не имеет личности, только статус. Он же на это был не способен. Он не искал правления. Понимал он это или нет - он искал обожания."
Это вообще как называется? За что Финрода - так? Безжалостно?
Вообще весь Алый - это жесть... мне плеваться хотелось. Синий немногим лучше.
30.07.2012 в 17:36

I don't care about anyone else but me. I don't care about anyone or anything.
, а не надо слэш читать!
если б автор еще потрудился в шапке написать, что это слэш!
В Библиотеку схожу на досуге, да)
Так и у Лоры он в жалости не нуждается. Но от этого не перестает быть нищщастненьким, как и у Толкиена. Девушку-таки он бросил, но она-то ведь могла за ним последовать - но не последовала.
А песню не слышала, да. мой косяк.
А как Галадриэль там выражается?.. Я как-то не обратила внимания.
но текст интересный, яркий, самобытный и стилистически выверенный!
Но я, с моим устоявшимся уже образом Сау, особо не понимаю, при чем здесь (в тексте) собственно Саурон. Это какая-то слегка видоизмененная версия Голлума пополам с заигравшимся каким-нибудь Пипином, облеченная властью и в маразме. Ну, не сошлось тут мое мнение с Лорой и все =(
правитель, бросивший свой народ из-за каприза
Эээ... Так это канон, как бы. Не из-за каприза, но из-за личной клятвы (клялся смертному ты один). У Толкиена точно то же самое.
По поводу того, что Финрод очаровывал людей - таки было такое. Может, не так явно - но так Толкиен пишет как бы сверху, а Лора - изнутри. Толкиен описывает всю ситуацию, а Лора - ситуацию глазами конкретного человека. И то, как этот человек воспринимал Финрода, может отличаться от того, что было на самом деле. Там же специально целый цикл, где Финрод предстает в каждом новом куске в разных цветах, скажем так.
30.07.2012 в 19:08

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Le maniaque de fraise, во-первых, мы уже не сошлись во взглядах на поступок Финрода.
Во-вторых, цитата не из Берена - из Алого!
В-третьих, имхо, Саурон был игроком, но факт - все видят по-разному.
Ну и в-четвертых, это не Финрод, не мой Финрод... И таки они с Амариэ расстались, зная, что делают. И таки они друг друга любили (а вообще текстологическая история личной жизни Финрода - тот еще детектив:))
30.07.2012 в 19:22

I don't care about anyone else but me. I don't care about anyone or anything.
naurtinniell, мы уже не сошлись во взглядах на поступок Финрода.
верно. Поэтому не сходимся и дальше: мое мнение разошлось с вашим, но сошлось с Лориным - отсюда логично, что ваше мнение не сходится и с Лориным)
Во-вторых, цитата не из Берена - из Алого!
Я поняла. Я вроде и не говорила, что из Берена. Если это про то, что я написала "человек", так это я обобщенно. Ну ок, ситуация глазами конкретного существа.
имхо, Саурон был игроком
Возможно, но я его таковым не вижу, а в каноне это не оговорено, поэтому буду лелеять в себе образ Саурона Серьезного.
И таки они с Амариэ расстались, зная, что делают. И таки они друг друга любили
Так кто ж спорит, что любили?.. Но как-то ни он не пожелал остаться (ну тут я - под влиянием Галадриэль из Белого - допускаю, что Финрод знал свою судьбу и знал, что должен идти в Сирые земли, но тоже не факт), ни она не пожелала его сопровождать (хотя вот в том же Белом оговаривается, что она вроде как хотела, но пролитая в Гаванях кровь оттолкнула ее, но опять же - это лишь Лорины мысли, им можно верить - можно не верить). А так-то почти все, кто были вместе в Валиноре, либо вместе в Валиноре остались, либо вместе ушли.
30.07.2012 в 19:31

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Le maniaque de fraise, вот поэтому в разговоре о Толкине нужно думать, говорить "человек" или "эльф" - во избежание путаницы)
А так, да, имха на имху. Вот только...
А так-то почти все, кто были вместе в Валиноре, либо вместе в Валиноре остались, либо вместе ушли.

Ничего подобного, не все. Остались Нерданель, Анайре и Эарвен, жены Куруфина, Маглора и Карантира. Ушла только Эленвэ.
31.07.2012 в 00:07

I don't care about anyone else but me. I don't care about anyone or anything.
вот поэтому в разговоре о Толкине нужно думать, говорить "человек" или "эльф" - во избежание путаницы)
да глупости, Толкиен сам не очень парился и спокойно писал a crowd of people, даже если в этой crowd все people - эльфы.
Остались Нерданель, Анайре и Эарвен, жены Куруфина, Маглора и Карантира.
Нерданель разве осталась?.. Черт-черт, надо уже перечитывать( Такое кол-во событий на единицу текста, как в Сильме, запоминанию не способствует(
31.07.2012 в 09:59

Умрёте - сразу проситесь в ад, в раю вас ждёт разгневанный Профессор (с)
Le maniaque de fraise, Толкину можно, нам нельзя - путаемся сами же)
Да, Нерданель осталась, она от Феанора еще до Форменоса ушла... Перечитывайте, с первого раза в Сильме разобраться непросто, хотя мне именно фанфики здороо помогли)))